onload='show_ru();'

вторник, 30 августа 2016 г.

Никому даже в голову не приходило, что у беларусов могут быть свои имена.

Мой сын Тамаш родился в 1980 году, в месяц московской олимпиады. Я хотел назвать его беларусским именем, чтобы не путать с русскими. Моё собственное имя, полученное мною из-за ошибки лагерной комендатуры, мне такой возможности не давало. Меня хотели назвать Яном, в честь погибшего незадолго до моего рождения брата отца. Но записали бы в Сибири всё равно Иваном. В общем, выбрал я имя Тамаш. Жена латышка не возражала, она знала мои беларусские настроения, а в Латвии разнообразие имён куда больше, чем принято у нас, или у русских.
Сын родился в одном из роддомов в Риге, но регистрировали мы его уже в Ленинграде, где учились в университете. Это получилось потому, что я был всё лето в шабашке в городке Искитиме Новосибирской области. В стройотряд я зарёкся ездить после первой попытки, а деньги летом нужно было заработать, чтобы квартиру снять, и не жить с младенцем в общаге или съёмной комнате в комуналке.
Пока искал квартиру, начался учебный год, мы привезли сына в Ленинград и пошли в ЗАГС регистрировать. А у них есть справочник рекомендованых имён. Кроме русских имён там есть много распространённых иностранных и имён народов СССР. Всяких народов, кроме беларусов. Никому даже в голову не приходило, что у беларусов могут быть свои имена. Имена писателей в расчёт не принимались, они воспринимались как псевдонимы. И в паспортах писателей не было никаких Янок, Змитракоу, Михасей и Алесей. Были Иваны, Дмитрии, Михаилы и Александры.
Короче. "Нет такого имени!" - говорят мне в ЗАГСе. Я настаиваю, что я не русский, и жена тоже нерусская. Они снова в справочник, ищут среди латышских имён - нет такого.
Пришлось идти домой искать переводную с венгерского книгу, помню, что у венгров имя Томас, Томазо, Томаш, Фома пишется именно так, как у нас беларусов - Тамаш. Показал, что-то возражал на попытки чиновниц выяснить, какое отношение беларусы имеют к венграм, плёл что-то про фонетику, национальные традиции, про память своих предков. В общем, в советском Ленинграде, в год, когда в соответствии с решениями ХХ съезда КПСС мы должны были жить при коммунизме, появился ребёнок с беларусским именем.
Ребёнок вырос наполовину беларусом, наполовину латышем, а живет и вовсе в Англии. В детстве егь звали Том, а латышы - Томс, а повзраслевшего называют Тамашс.

Но это всё личная семейная история.
А задумался я о том, когда начинается Адрадженне, и в чём оно проявляется.
Думаю, в таких эпизодах оно тоже проявляется.
Я был наивным националистом в 14-17 лет. Потом стал рассудительнее. На моих глазах умирала беларусская нация. Я почти принял это как неизбежность. Даже представлял, если не себя, то сына "последним из могикан".
Я тогда ничего не знал о Ермаловиче, и уж, тем более, о Позняке.
Но я знал и помнил о ВКЛ и БНР.
Мечтал о независимой Беларуси. Как я себе это представлял, это отдельная история, которая еще не скоро будет написана, если вообще будет.
P.S. Вдогонку. Вспомнил еще один момент, забавным образом вбирающий в себя лично-семейное и общественно-историческое.
Имя внука не понравилось моей маме, то есть его бабушке. Она меня воспитывает:
- Что это ты выдумал! Вот Тамаш выростет, женится, дети пойдут. Ты предствляешь какие у них будут отчества? Тамашевич! Ты зусiм сдурэу!
- Мама, успокойся! Когда сын повзрослеет, будет уже XXI век, Совка не будет, и русская привычка давать людям отчества у нас исчезнет!
Мать обзывала меня фантазёром. Сама идея, что Совка не будет ей нравилась, но поверить в её реальность она не могла. Лет через 11-12 я напомнил ей этот разговор, мы посмеялись и порадовались развалу Совка.
Правнуков она дождалась. Даниеля - Данилку и Кая (Кай Александр Максим - полное имя). Правда, видела их только в скайпе. В отчествах они не нуждаются в Англии, паспорта у них латвийские, отчеств там тоже нет, хотя сохранилась графа национальность, и в этой графе юные граждане Латвии и Евросоюза записаны беларусами.
Саму же маму соседи и сослуживцы называли до самой смерти по укоренившемуся в наших краях чужому обычаю - Карпауна!
Такие дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий